20 марта 2018
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Просмотров: 1043
20 марта 2018
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Просмотров: 1043
Достаточно часто дети с ограниченными возможностями здоровья демонстрируют определенные затруднения, находясь в социуме. Природой этих затруднений являются, как правило, несформированность начальных общепринятых норм поведения, культурно-гигиенических умений, навыков самообслуживания. Представители этой части детской популяции отстают в физическом и/или психическом развитии от сверстников, позже включаются в социальные отношения. Инклюзивное образование призвано, научить детей с ограниченными возможностями здоровья как можно раньше приспосабливаться к условиям реальной жизни, быть активными, самостоятельными и самодостаточными членами общества.
В данном случае понятие «социализация» рассматривается как готовность особого ребенка занять такое место в социуме, которое не ограничивает его всестороннее развитие. Показателем социализации ребенка, в определенной мере, является ассортимент освоенных им социально значимых навыков.
«Навык» мы понимаем, как автоматизированные компоненты сознательного действия, сформированные и закрепленные в процессе тренировок.
В раннем возрасте (от 0 до 3 лет) ребенку следует усвоить самые простые правила поведения, овладеть элементами самообслуживания и культурно-гигиеническими умениями. Наличие именно этих компонентов развития свидетельствует о готовности ребенка к общежитию в широком смысле этого слова. На основе этих компонентов в дальнейшем выстраивается развитие более сложных качеств личности.
Наиболее подходящим моментов для формирования культурно-гигиенических навыков ребенка, в том числе с нарушениями психофизического развития, является возраст от 0 до 3 лет, поскольку:
- во-первых, именно на этом этапе развития центральная нервная система максимально пластична, следовательно, условно-рефлекторные связи, которые образуются в ходе ежедневно и многократно повторяющихся действий, связанных с принятием пищи, одеванием, гигиеническими процедурами, быстро становятся достаточно прочными и преобразуются динамические стереотипы, являющиеся физиологической основой любого навыка;
- во-вторых, именно в этом возрасте начинается становление орудийных и соотносящих действий ребенка, как основной линии психического развития, то есть еда ложкой, питье из чашки, использование салфеток, открывание – закрывание коробочек, перекладывание предметов из одной емкости в другую способствует овладению элементарными правилами самообслуживания.
Ребенок, не имеющий выраженных нарушений, без особых усилий осваивает имитацию: «Делай, как я!». Когда взрослые выполняют самые обычные свои действия: мытье и вытирание рук, причесывание, использование по назначению салфетки – и при этом произносят соответствующие реплики, то, ребенок, как правило, делает тоже самое и комментирует свои действия. Таким образом, он усваивает и присваивает общественный опыт, в частности культурно-гигиенические умения.
Если же у малыша есть, так называемые, «ограниченные возможности здоровья», то есть двигательные (сенсорные, ментальные) дефициты развития, то формирование простейших культурно-гигиенических умений требует особого подхода. Сама ребенок, как правило, не испытывает потребности повторять действия взрослого, не способен самостоятельно интегрировать и отразить в собственной деятельности полученную полисенсорную информацию. Он нуждается в специальных условиях обучения каждому элементарному умению. К специальным условиям в этом случае относятся расчленение каждого действия на отдельные операции и соответствующее комментирование, причем многократное и долгосрочное повторение этого. Первоначально действия выполняются «пассивно» руками ребенка, но в определенной последовательности, что способствует включению в процесс и мышечной памяти. В дальнейшем помощь становится дозированной, но комментирование продолжается до полной автоматизации умения, которое ребенок осваивает. Очень важно, чтобы требования всех взрослых, которые взаимодействуют с ребенком, были едиными! Необходимо разумно поощрять и сами действия ребенка, особенно самостоятельные попытки, и достижения. Только положительное отношение малыша к собственным действиям позволит «присвоить» и упрочить культурно-гигиенические умения, постепенно преобразуя их в соответствующие навыки.
На формирование навыков самообслуживания (еда, одевание и др.) ребенка, имеющего дефициты развития, влияют определенные параметры психофизического развития: устойчивость посадки, сила мышц плечевого пояса, которая влияет на точность движения рук, способность выполнять двуручные действия, зрительно-моторная координация, умение и желание имитировать движения взрослого. Перечисленные функции и качества формируются у малышей с нарушениями развития порой в ином порядке, чем у их здоровых сверстников. Поэтому обучение самообслуживанию должно учитывать зону актуального развития и реальные возможности ребенка, то есть быть личностно-ориентированным.
Сначала ребенок знакомится с ложкой при кормлении и учится действовать ей, а потом «кормит» куклу. Но, например, ребенок с моторными нарушениями будет испытывать затруднения при общепринятом захвате ложки: будет удерживать ее удобным для себя способом. Излишняя настойчивость взрослых по поводу захвата может спровоцировать негативную реакцию, и малыш надолго (или навсегда) откажется что-либо самостоятельно брать в руки. Следовательно, взрослый должен продумать, какие способы захвата можно предложить малышу, чтобы он справился с поставленной задачей наилучшим образом. Достигнутый результат воодушевляет ребенка, и он стремится расширить диапазон своих умений.
Умение, которое особый малыш выполняет регулярно и разных ситуациях, становится привычкой. Ребенок обретает определенную независимость и самостоятельность: пользуется туалетом, моет руки, принимает пищу, одевается и раздевается, пытается быть опрятным. Постепенно его репертуар самообслуживания расширяется, содержание усложняется. Это дает ребенку возможность почувствовать себя умелым, самоутвердиться.
Часто отодвигаются и растягиваются сроки освоения особым ребенком культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, ограничивается их ассортимент. Игнорирование формирования обозначенных навыков препятствует истиной социализации малыша с ограниченными возможностями здоровья. Часто это происходит «благодаря» гиперопеке со стороны близких, разобщенности и противоречивости их действий. С одной стороны, родители (бабушки, дедушки, другие родственники) декларируют заинтересованность в социализации ребенка, а с другой – «не позволяют» ему самостоятельно выполнять многие вполне посильные действия. Родители полагают, что культурно-гигиеническими умениями и самообслуживанием ребенок овладеет, когда подрастет, пренебрегают игрой и отдают предпочтение развитию когнитивных и коммуникативных способностей. В результате такого подхода к воспитанию ребенок порой знает буквы, но не пользуется горшком, не ест ложкой, несамостоятелен. Как он будет чувствовать себя в обществе сверстников?
Да, любой малыш, а тем более с особенностями развития, практически ничего не умеет делать и всякое новое действие дается ему с трудом. Но именно так и происходит развитие. В раннем возрасте возможности нервной системы, поощрение интереса к бытовым действиям позволяют достаточно быстро сформировать у ребенка нужные привычки, научить его приемам, позволяющим выполнять определенные операции быстро и экономно. Самостоятельное удовлетворение первичных потребностей «заставляет» ребенка обследовать различные предметы и орудия: формируются и развиваются предметно-практические действия. Эти действия, в свою очередь, способствуют совершенствованию перцептивных умений, развитию тонкой моторики, собственно игровой деятельности. Общеизвестно, что именно игра является ведущим видом деятельности дошкольного возраста. Именно в игре ребенок исподволь закрепляет все освоенные умения.
Таким образом, овладение детьми раннего возраста культурно-гигиеническими умениями и элементами самообслуживания способствует образованию у них твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений с ровесниками, воспитанию организованного поведения. Наличие этих качеств позволяет малышу быть достаточно самостоятельным, чувствовать себя полноценным членом общества, а это и есть социализация ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Вам будет интересно:
 Известный факт, что для дошкольника главной деятельностью является игра. В школах раннего развития, детских садах, студиях делают акцент на игровой форме занятий. Иногда лишь для рекламы. На ... |  Когда начать приучать своего маленького ребёночка к иностранному языку? Когда можно и нужно начинать обучать детишек к английскому языку? Не слишком ли рано началось изучение английского? Пра... |
 В разделе: ОтдыхСтремление человека к полетам известно еще со времен Икара. Летательным аппаратам приписывали магические свойства и яростно уничтожали, однако, жажду познать неизведанное и устремиться ввысь, уничт... |  Не смотря на то, что у детей-аутистов есть схожесть нарушений в психической сфере, аутизм различается по своей глубине и тяжести. Проведя ряд исследований и наблюдений за аутичными детьми, специали... |